«Чтобы отдохнуть после тяжёлого дня, я иду на болото»
Побеседовать с гидом Мариной Фёдоровой мне удалось 20 апреля, когда наша группа из Минска прошла трудный, но увлекательный 4-х часовой маршрут по болоту Республиканского ландшафтного заказника «Ельня», который находится в Миорском и Шарковщинском районах Витебской области (об этом туре написано здесь: https://belkraj.by/blog/elnya-zdes-kak-na-drugoy-planete).
«Где родилась, там и живу»
Марина родом из агрогородка Германовичи, где окончила среднюю школу. В то, советское, время Германовичи были обычной деревней. И где же дальше продолжать учёбу?.. Марина выбрала педагогический институт в Витебске и после окончания вуза получила диплом о высшем образовании с квалификацией «Учитель географии и биологии». Вернулась на родину и по настоящее время преподаёт эти два предмета в своей же школе, где училась.
Здесь же с учениками и коллегами создала своего рода Центр болотоведения, где много интерактивных стендов, макетов животных, поэтому Марина проводит полноценные экскурсии для туристов – всё как в настоящем музее. В этой школе даже лесничество есть и ему уже более 50 лет.
- Марина, за эти годы не было соблазна уехать отсюда или, например, остаться в Витебске, когда там учились?..
- Нет. Когда училась в институте, знала, что мне нужно вернуться домой, к родителям. Других вариантов не было.
- Тянуло домой?
- Я периодически приезжала домой. Ну, и я такой человек, который приспосабливается к любым ситуациям. Неконфликтный. Сильно домой не тянуло. Но родители мои были уже на пенсии, и я приезжала, чтобы помогать им.
«С детства я полюбила болото».
И всё же, с чего началась эта любовь?.. Будучи ещё дошкольницей, Марина просто собирала грибы в лесу. В то время, в 1970-х, массив верховых болот уже был образован в заказник «Ельня». И туда в первый раз Марина пришла со своим отцом, старшим братом и другими родственниками.
- Я тогда в 4-м классе училась. Обычно папа рыбачил на озёрах «Ельни», а я рядом ягоды собирала. Позже начала изучать это болото. Потом вместе с орнитологами, экологами делала плотины, гнёзда для птиц. Когда приезжали учёные, показывала им маршрут, ведь они в то время болото наше плохо знали: это было в 2000-х годах – особенно после пожара в 2002 году, когда учёные думали, как помочь нашему болоту, спасти его. В общем, работала как волонтёр.
«Всё для комфорта туристов»
С 2017 года Марина Фёдорова принимает туристов. Свою агроусадьбу открыла.
И это оправдано даже на примере сегодняшнего тура: походили мы 4 часа по болоту, и всем хочется отдохнуть, покушать. А где?..
- Здесь близко нет ни столовой, ни кафе. К тому же приезжают много семей, которые хотят провести полноценный день на болоте, а потом – передохнуть, переночевать перед тем, как на следующий день, со свежими силами, поехать домой. Поэтому нужна агроусадьба и она сезонная – в тёплое, летнее время, когда туристы активнее всего. А сегодня мы поедем в другую мою агроусадьбу, которой меньше года.
Про посещение этой усадьбы читайте здесь: https://belkraj.by/blog/ray-dlya-turistov-ozero-volozevo-i-usadba-navaselcy
- Марина, а кто вам помогает с усадьбой?
- Теперь в основном я сама всё делаю. Начинали заниматься усадьбой мои дети – дочка и сын. Много у нас было планов, но получилось так, что дети уехали отсюда, и я осталась одна.
«Старым вещам мы дали вторую жизнь»
Когда Марина со своими детьми затеяли открыть агроусадьбу, сын нашёл помещение – купил для мамы дом, а дочка его обустраивала.
- Она ведь занимается этнографией, фольклором, собирает старинные вещи, поэтому в усадьбе такой интерьер. Здесь из старинных вещей также то, что было дома у моей бабушки и мамы, у родителей мужа.
Для родственников Марины посещение болота быстро стало семейной традицией. По линии отца 2 брата и 5 сестёр: из Борисова, Гродно, Гомеля и Минска. Они, а также двоюродные братья и сёстры Марины, сюда часто приезжали за клюквой – нужно было много насобирать, чтобы на всех хватило... В общем, в Ельню, как и прежние времена, съезжаются люди из разных регионов белорусской земли.
- Папа мой заядлым грибником тоже был. И тоже работал учителем, а в последние годы, перед пенсией, работал председателем сельсовета.
- А мама ваша ходила на болото?
- Да, она тоже, как я, сбором ягод занималась. Семьей мы часто ходили сюда: например, на одном берегу собрали ягоды – отец на лодке перевозит нас на другую сторону.
«Всё время я в движении, в работе».
Марина не скрывает, а, наоборот, ценит то, что она ни разу, нигде не отдыхала: ни в каком санатории.
- Собираю ягоды или вожу группу, и понимаю, что быть на природе – это для меня отдых.
- Если не схожу на болото пару дней, у меня психоз начинается. Все говорят: куда ты пошла, отдохни, поспи. Я отвечаю: там отдохну… Я, действительно, отдыхаю полноценно только на болоте.
Она ходит туда в любую погоду – даже зимой.
- Надо идти и – всё. Посмотреть, что там нового появилось, изучить.
«Люблю показывать туристам красивые места»
Её энтузиазм заряжает других людей.
- Много есть единомышленников, которым тоже нравится болото. Отправляю свои фотографии, наблюдения учёным – в Академию наук, болотоведам.
- А вы ведь тоже болотовед?
- Я болотовед-любитель.
- Ну, а как гид вы профессионал. Верно?
- Да, я аттестацию прошла в 2021 году, в Минске. Через пять лет нужно будет подтверждать.
Марина разрабатывает новые маршруты: хочется показать не только болото Ельни.
- Есть у нас рядом болото Жада. Я туда ходила уже много раз, а группы туристов ещё не водила. Там тоже очень красиво.
- В сезон туристический какая нагрузка обычно у вас?
- В сезон – с конца мая до октября – все выходные обычно заняты. Затем, когда летом пойду в отпуск, то и в будние дни смогу водить группы. А когда начнётся сезон черники, то сама, без группы, буду каждый день на болото ходить или на велосипеде приезжать. В последние годы очень много групп – мы вместе ягоды собираем и там же кушаем их. А если иду одна, то одно-два ведра ягод собираю.
- Какие ягоды растут на болоте?
- Земляника, черника, голубика, брусника, а также клюква и морошка (мы их сегодня видели, когда наша группа была на болоте, причём морошка занесена в Красную книгу – прим. ред.).
«В детстве я мечтала быть учителем»
И эта мечта Марины сбылась. И любовь к изучению болота так гармонично связана с этим!
- Сначала я ученикам своим показывала, где и что растёт на болоте, теперь – туристам. Мне приятно очень, когда людям интересно и комфортно, и они восхищаются болотом, начинают любить его красоту природную.
- А было такое, чтобы кто-то из ваших учеников также сильно увлекся болотоведением?
- Нет. Просто есть очень много людей из моих бывших учеников, которые со мною ходили по лесу и болоту. Им уже за 30 лет, под 40, и они приезжают сюда к своим родителям и спрашивают у меня: «А вы были на нашем месте? Там выросли грибы? Давайте сходим с вами…».
«Туристы бывают разные. Но капризные – редко»
Обычно все уезжают отсюда довольные. Мало кому такое болото не нравится – территория тундры, сохранившейся на Беларуси.
- В прошлом году ко мне приезжала женщина уже раз шестой, наверное. Она родила дочку, которой было полгодика, и взяла её с собою на болото – носила на себе с помощью приспособления.
И очень многие приезжают сюда ещё и ещё, чтобы увидеть болото в разные поры года. Есть постоянные клиенты-туристы, которые приезжают уже в течение 5 лет, в том числе целыми семьями. Для них это тоже стало доброй традицией.
Много людей приезжает сюда даже на зимнюю рыбалку. А по рассказам старожилов, в этих озёрах ловили рыбу, например, щуку, очень больших размеров.
- Этих построек на берегу Волозево тоже ведь не было в те годы?
- Да. В начале 2000-х здесь начали обустраивать берег. Многое появилось после ковида – в течение последних 2 лет. А баня здесь уже давно, и её хозяин приехал сюда из Латвии.
«Было больше открытой воды»
- Марина, если сравнить с советским временем, например, с 80-ми годами и постсоветскими 90-ми, то, что здесь изменилось?
- На болоте было больше клюквы. Вместо неё выросли вереск, берёзки, сосны. То есть болото было местностью более свободной от растительности. Было больше озеравок – маленьких озёр. Стало более сухо на болоте.
«Болото это магическое»
- Марина, снится иногда болото?
- Даже не помню (улыбается).
- Хватает болота наяву?
- Мне часто снится, что я грибы и ягоды собираю – снится лес. Особенно после того, как например, с болото принесёшь на своих плечах ведра четыре клюквы – часа два ведь надо нести. Потом глаза закрываешь – клюква мерещится… Туристы на болоте не снились ни разу.
Так почему же сюда так сильно и часто тянет людей?..
Это даже необъяснимо. И Марина отвечает так:
- Болото это какое-то магическое. Другой мир. Тишина, спокойствие… Сегодня в конце маршрута мы шли быстро из-за дождя, а когда идёшь медленно, никуда не спешишь, тогда природа Ельни завораживает ещё больше – не хочется уходить…
Вот так она, Марина Фёдорова, знаток и хранительница болотного мира Ельни, живёт в окружении уникальной красоты природной, тишины выразительной и спокойствия душевного. А ведь именно этих даров жизненных нам, городским, так часто не хватает для полного счастья. Верно?..